КалининградПт, 19 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Театр должен конкурировать с «Нетфликсом»

Калининградский областной драматический театр вступает в новый театральный сезон

#Интервью
Театр должен конкурировать с «Нетфликсом»
#Интервью
Калининградский областной драматический театр вступает в новый театральный сезон

Для театра он будет юбилейным. За без малого 75 лет было поставлено свыше 700 спектаклей, ежегодно театр выпускал до 10 премьер. Всего спектакли облдрамы посетило более 6,5 млн человек.

Прошедший сезон стал для театра непростым. Пандемия коронавируса заставила скорректировать планы, от ковида скоропостижно скончался художественный руководитель театра Михаил Андреев.

Об итогах прошедшего театрального сезона и о перспективах развития театра «SM-News» рассказал новый художественный руководитель Калининградского областного драматического театра Александр Федоренко.

— Александр Николаевич, как на театр повлияла пандемия коронавируса, в том числе безвременная утрата Михаила Андреева? Все ли задуманное удалось воплотить в жизнь?

— Предыдущий сезон был тяжелым, наверное, не только для театров, но и вообще для всех. Последствия пандемии еще продолжаются, и непонятно, когда это закончится. Мы все всегда надеемся на лучшее, но жизнь поворачивается таким образом, что поневоле вспоминаешь пословицу: надейся на лучшее, а готовься к худшему. Потому что никто не ожидал, что для театра, например, снизят разрешенную посещаемость с 70% до 50%, как случилось в июле этого года. И сейчас мы вынуждены начинать работу в условиях существенного снижения количества зрителей. Много ресурсов уходит на то, чтобы выполнять все противоэпидемические требования, в том числе обрабатывать зал в постоянном режиме. Мы не можем показывать больше спектаклей, потому что нам нужно репетировать, а репетиции мы проводим тоже на главной сцене. И конечно, все это — значительные ограничения. На фестиваль «Балтийские сезоны», которые в этом году будут проходить с участием государственного академического театра им. Вахтангова раскуплены все билеты. Представьте, если бы нам разрешили заполнить зал полностью, сколько людей смогли бы увидеть спектакли столичного театра по местным ценам. Мы теряем прибыль и лишаемся возможности делать спектакли так, как задумываем, потому что нам приходится постоянно на чем-то экономить. Мы очень надеемся, что к новому году ограничения будут ослаблены, может, из-за массовой вакцинации и общего улучшения эпидемиологической обстановки, выработки коллективного иммунитета, и мы сможем начать работать в полную силу.

Утрата Михаила Андреева – это большая потеря для нашего театра. Ушла целая эпоха, связанная с этим художественным руководителем. Все произошло совершенно неожиданно, ничто не предвещало никакой беды. Это был удар для нас всех, с которым нам пришлось справляться, и я надеюсь, что мы смогли с честью продолжить дело Михаила Анатольевича, осуществить все его планы и задумки. Это и постановка

«Шутки по Чехову», которая стояла в плане, это и спектакль по культовой для Калининградской области повести «Вилла Эдит», которую мы выпустили к 9 апреля. Спектакль «№ 13» — тоже была идея Михаила Анатольевича, которую он давно хотел воплотить. Вечер памяти Михаила Андреева был очень трогательным и прошел в атмосфере уважения к этому творцу и руководителю. Скоро будет годовщина его смерти. В этот день состоится концерт Калининградского симфонического оркестра, и мы разговаривали с Аркадием Айзиковичем Фельдманом – выступление будет посвящено памяти Михаила Анатольевича Андреева. В конце декабря у нас пройдет второй театральный фестиваль «Башня», он тоже будет посвящен памяти Михаила Андреева. Нас услышали, что фестиваль нужен, были выделены необходимые средства, и в настоящее время мы активно ведем подготовку к этому мероприятию, постараемся сделать его международным.

— Каковы экономические итоги прошедшего сезона – сильные ли убытки понес театр в связи с тем, что было ограничение посещаемости? Как восприняли сложности в труппе?

— Убытки у нас были очень большими, потому что в то время, когда обычно мы получали значительный доход, театр просто не работал. Мы, разумеется, выплатили всю зарплату актерам. Но те внебюджетные деньги, которые мы зарабатываем, очень сильно нам помогают. И вот эти средства мы потеряли, и полгода сидели на голых окладах без каких-либо надбавок. Это негативно сказалось на эмоциональном состоянии коллектива. Тем не менее, в 2020 году нам удалось выпустить 6 премьер. А в конце прошлого года нам здорово помогло правительство Калининградской области, покрыв часть наших убытков, и мы смогли поддержать труппу, за что огромная благодарность министру культуры области Андрею Викторовичу Ермаку и губернатору Антону Андреевичу Алиханову.

— Как вы сами оцениваете то, что вам пришлось возглавить самый главный театр Калининградской области в такое сложное время?

— Как говорится, времена никогда не бывают легкими, каждое время так или иначе сложное. Конечно, это большой груз ответственности, и это ответственное решение, и ты думаешь – принимать его или не принимать. На тот момент у меня были другие предложения, в том числе по работе за пределами Калининграда. Но все в жизни, наверное, происходит не случайно. Хотя я не очень верю в какую-то судьбу, но в жизни все само выстраивается. И когда встал вопрос о моем назначении, я уже для себя принял решение – а что делать, значит, надо. Тем более, что работая в театре с 2007 года, я чувствовал себя ответственным и перед театром, и перед городом.

— Расскажите, что ждет зрителей в предстоящем сезоне? Каковы главные постановки, на которые вы рассчитываете?

— Первое — фестиваль «Балтийские сезоны» и театр Вахтангова на нашей сцене. Второе — мы попали проект «Театры в усадьбах». Его суть в том, что спектакли проводятся в исторических местах. Нам предложили, и мы долго думали, где это сделать, потом подбирали под место спектакль. И вот нашли, и как нам кажется, он со спектаклем совпадает по всем параметрам. Несмотря на то, что здание трофейное, немецкое, нам подходит пейзаж на берегу Верхнего озера. Это будет спектакль «Гроза» по пьесе Островского на фортификационном валу возле Музея Янтаря. Это будет театр под открытым небом, представление состоится 4 сентября. К сожалению, билеты на него купить нельзя, и мест немного, но спектакль будет транслироваться в интернете – о времени трансляции сообщим на сайте театра.

— Не боитесь плохой погоды?

— Мы думали о том, что наша калининградская погода непредсказуема, но представляете, как будет великолепно, если во время спектакля разразится настоящая гроза и пойдет дождь. (Смеется). У нас предусмотрены дождевики. Спектакль будет играться один раз, и он будет неповторим.

А 11 сентября мы официально откроем 75-й сезон премьерой комедии «Виндзорские проказницы» по Шекспиру. Надеемся, что это будет интересно. Я боюсь слова «современно», потому что порой в сознании нашего зрителя это воспринимается не совсем так, как мы бы хотели. Считают, если постановка современная, то на сцене бегают голые или классический текст перевернут, и все будет непонятно. Нет, мы этого не допустим. У нас текст Шекспира и драматургия Шекспира. Но там есть адаптация ко времени и к нашему пониманию. Моя позиция такова, что театр – это игровое представление, которое должно быть понятным для зрителя, совершенно не нужно, чтобы в зале сидело только два-три человека, которые могут разобраться в происходящем. Мы делаем понятные спектакли, просто вносим некие акценты для понимания современными зрителями. Это будет зрительский спектакль, и надеемся, что он будет долго в нашем репертуаре.

Следом мы ждем приезда молодого режиссера из Санкт-Петербурга, с которым начнем новый проект по созданию подросткового театра. На самом деле, это большой провал, и не только в нашем городе, но и по всей стране – подрастающая молодежь не знает театра. Выбирая стратегию развития, мы пришли к выводу, что у нас не хватает подросткового репертуара. Название будущего спектакля пока не скажу – мы сейчас определяемся с выбором пьесы. Это произведения современных иностранных авторов, которые пишут для подростков и, самое главное, про подростков.

В продолжение темы: у нас также запланирована подростковая лаборатория вместе с проведением федерального Большого детского фестиваля, руководителем которого является Сергей Безруков, и мы сейчас определяем условия нашего взаимодействия. Они еще хотят провести здесь питчинг проектов, где каждый желающий сможет подать заявку, подготовить некую презентацию. У нас будет сформирована группа экспертов, в которую планируем пригласить и коллег из театра кукол, музыкального театра и других сценических коллективов нашего региона, и если им понравится какой-то проект, они смогут реализовать его на своей площадке.

— Почему вы на подростков обращаете внимание?

— Потому что их-то и не хватает в театре, это та публика, которая придет через несколько лет. У нас есть детские спектакли, а потом сразу 16+. Это неправильно. Подростки – это тот объем публики, который каждый театр должен наращивать. А у нас в этом упущение – мы на сегодняшний день ничего не можем им предложить. Нам приходится конкурировать с телевидением и с интернетом, и вот за эту аудиторию мы будем бороться.

В предстоящем театральном сезоне у нас запланировано еще несколько премьер, однако детали я пока раскрывать не буду. С приходящими режиссерами сложно в том плане, что им нужно посмотреть актеров. Если в театре нет исполнителя на роль Гамлета, то как можно планировать эту постановку? Поэтому много времени уходит на то, чтобы согласовать с режиссерами пьесы, показывать им наших актеров. Это продюсерская работа, и режиссерская лаборатория, которую мы хотим провести, будет строиться именно по такому же принципу. Мы хотим сами посмотреть на режиссеров, чтобы они предоставили эскизы, и если увидим, что вот этот режиссер нам подходит, то он уже познакомится с театром и узнает наших актеров.

— В конце августа – начале сентября по традиции в нашем городе проходят «Балтийские сезоны». Чем на этот раз порадуют зрителей, что ждет театралов?

— Эти «Балтийские сезоны» будут особенными по причине того, что к нам приезжает один театр – московский Государственный театр имени Вахтангова, который в 2021 году отмечает свое столетие. И очень хорошо, что они появятся у нас в городе. Переговоры об этом мы вели давно, и вот Росконцерт поддержал эту идею. Театр Вахтангова – один из ведущих в России, к нам приезжает звездный состав. К сожалению, из-за технических проблем они не могут привезти свои большие шедевральные спектакли, которые просто не помещаются на нашу сцену. Надеюсь, что они когда-нибудь будут ставить свои шедевры в меньшем масштабе, чтобы с ними гастролировать. Попасть на спектакли Театра Вахтангова и в Москве – большая проблема, но их должны видеть все. Мы, как организаторы «Балтийских сезонов», сделали, считаю, настоящий подарок городу – цены на спектакли вахтанговцев равны ценам на наши билеты. И на сегодняшний день – в городе ажиотаж, абсолютно все билеты проданы.

— Расскажите о вашем проекте «Театр для людей». В чем его задача, есть ли отклик от зрителей, и каковы перспективы продолжения его реализации?

— Эта идея возникла больше года назад, когда мы поняли, что у нас в основном о театре пишут в интернете завсегдатаи, которые скорее оценивают происходящее на сцене, чем разбираются в спектаклях с точки зрения театрального языка. И мы подумали, что было бы неплохо организовать семинар или школу, чтобы дать некий инструмент людям, кому это интересно, чтобы они могли попробовать себя как авторы рецензий. На первом этапе мы ограничили число участников проекта, потому что театроведы, которые прибыли к нам преподавать, вышли на совершенно неподготовленную публику, и мы не понимали, какой будет эффект. Эта школа продолжится, и аудитория будет расширяться.

— Почему важна эта работа?

— Потому что мы хотим общаться со своим зрителем, хотим получать от него обратную связь и понимание. Но чтобы эта обратная связь проходила не в рамках «нравится – не нравится», а в рамках аргументированного диалога. Мы не боимся критики, хотим слышать нашего зрителя, создать вокруг театра свою аудиторию, свою театральную среду. К сожалению, пока все, что мы делали на малой сцене, мы вынуждены приостановить, потому что постановки, которые мы здесь осуществляли, мы делали за счет дополнительных доходов, которых сейчас театр лишен. Но мы ни в коем случае не собираемся закрывать этот проект.

Наша задача – привлечь нового зрителя, мы хотим видеть как можно больше молодых зрителей, хотим конкурировать, и я для себя выработал эту стратегическую линию, с «Нетфликсом». Для этого наше театральное предложение должно быть интересно современным людям, чтобы они увидели что-то новое для себя именно в театре. Каждый спектакль неповторим, он зависит от сегодняшнего настроения актера – сегодня он пошел так, а завтра по-другому, и за этим так всегда интересно наблюдать, а получить живую эмоцию через зал – это очень сильно. Я уже, наверное, лет пять не смотрю телевизор, разве что кино. Но спроси меня, какой мой любимый фильм, не отвечу. А в театр я с удовольствием хожу (смеется).

— На работу же.

— Нет не только на работу. Каждый раз, когда я выезжаю в командировку, обязательно хожу в театр.

— В сентябре у театра запланировано проведение гастролей в Екатеринбурге. Что планируется показать уральскому зрителю? Будут ли ответные гастроли уральских театров в Калининграде?

— Мы рады участвовать в федеральном проекте «Большие гастроли» в рамках Всероссийского единого гастрольно-концертного плана Минкультуры. Гастроли – обменные. Мы везем в Екатеринбург спектакли, являющиеся нашими визитными карточками, такие как «Лорд Фаунтлерой», который уже больше 10 лет не выходит с репертуара, также мы покажем «Тайну парижских бриллиантов», «Грозу» — репертуар хороший и разнообразный. Екатеринбург – город театральный, здесь искушенный зритель, и мы решили, что нужно везти серьезные спектакли, постараться блеснуть. Ответные гастроли екатеринбуржцев прошли у нас летом, и наша публика очень хорошо их встречала.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.