В последнее время Калининградская область оказалась в центре внимания ведущих мировых СМИ. Ограничения, введенные Европейским Союзом на сухопутный транзит грузов в самый западный регион России из основной территории страны, вызвал резкую реакцию российского руководства.

Совет безопасности РФ провел специальное совещание в Калининграде, где обсуждалась данная ситуация, в том числе ответные меры на демарш Евросоюза и Литвы. МИД России в лице своего официального представителя Марии Захаровой выступил с гневным заявлением, в котором утверждается, что запрет на транзит грузов в Калининград явно введен под диктовку США.

С чем связано обострение геополитической ситуации вокруг Калининградской области, какие возможные дополнительные угрозы существуют для региона, и как Россия сможет отстоять свои национальные интересы в случае дальнейшего развития кризиса в регионе Южной Балтики? На эти и другие вопросы ответил военный эксперт, главный специалист Центра геополитических исследований Балтийского региона Института геополитических и региональных исследований Балтийского федерального университета им. И. Канта Юрий Зверев.

— Юрий Михайлович, ваша оценка – с чем связана эскалация напряженности вокруг Калининградской области? Верно ли утверждение, что соперники России на геополитической арене считают Калининградский регион той точкой, на которую можно давить в надежде заставить Россию скорректировать свою позицию по украинскому вопросу.

— Любой эксклав, который окружен по суше враждебными государствами, к сожалению, уязвим по определению. И было бы странно если коллективный Запад не попытался это обстоятельство использовать чтобы надавить на Россию. Причем не только и не сколько по «украинскому вопросу». Вопрос шире и глубже – Запад хочет, как говорил президент России В. В. Путин, попытаться «загнать Россию за Можай», превратить нас в слабую и зависимую страну. Украина в этой схватке – лишь инструмент и часть большой геополитической игры за то каким в итоге станет новый мировой порядок. И проиграть в этом сражении мы не имеем права если хотим остаться суверенной и сильной страной. И не проиграем, как бы тяжело ни было.

— Что стоит за заявлением Польского института национальной памяти, что Калининградская область передана России без какого-либо исторического обоснования? Это просто желание устроить скандал или же за этим стоит целенаправленная политика по выдавливанию России с территории Южной Балтики?

— Я хорошо отношусь к Польше и полякам, много раз бывал в этой стране. Но у Польши есть два больших недостатка – с давних времен насаждаемая на государственном уровне русофобия, которая, увы, стала основой государственной политики и фантомные боли по утраченному величию (тоже своего рода фобия). И в этом заявлении две эти фобии слились воедино. По их мнению, «плохие русские» не имеют права на славный польский Крулевец. С фобиями спорить бесполезно – их надо лечить. Хотя бывают и совсем запущенные, а то и вовсе неизлечимые случаи. Тогда стоит принимать эти фобии в расчет и поменьше с больным общаться.

— Введение ограничений на доставку части номенклатуры грузов по суше из основной территории России в Калининградскую область – железной дорогой и автомобильным транспортом – это непонимание важности этой проблемы для России или же сознательное обострение ситуации для повышения ставок в конфликте вокруг Украины?

— Всё там прекрасно понимают. И даже возможные последствия того, что зарвались. Недавно в СМИ появилась информация, что Еврокомиссия готовит документ, который позволит перевозить санкционные грузы через территорию ЕС из «России в Россию». Но тут уже «возбухла» Литва, требующая продолжения санкций и напомнившая, что она имеет право вето в этом вопросе. Это говорит о том, что ставки повышают не только и не столько в Брюсселе, сколько в Вашингтоне, чьим давним сателлитом Литва является. Но давить на Россию – дело бесперспективное. Надежда, как известно, умирает последней и хочется надеяться, что до американских элит это в конечном счете дойдет. А если нет, то, вспоминается поговорка времен моей армейской службы: «Не дойдет через голову – дойдет через ноги!».

— Какие возможности у России есть для отражения атак на свои национальные интересы, кроме прямого военного ответа, разумеется? Что можно будет сделать, если наши соперники выполнят свои угрозы и перекроют Финский залив для российских кораблей и самолетов?

— Вообще-то перекрытие Финского залива для российских кораблей и самолетов подпадает под пункты статьи 3 «Определения агрессии», утвержденного резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года. Согласно ему, независимо от объявления войны, квалифицируются как акт агрессии:

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства.

То есть полная морская и воздушная блокада Калининградской области будет актом агрессии, и Россия будет иметь полное право дать на нее прямой военный ответ. Полагаю, что на Западе это знают и хорошо осознают возможные последствия. Поэтому, думаю, что до полной блокады региона дело всё же не дойдет. Если, конечно, США и НАТО не решат «поиграть» в Третью Мировую. Но с учетом многочисленных заявлений их официальных лиц, что они не намерены вступать в прямую вооруженную конфронтацию с Россией и, главное, самоубийственных последствий такой конфронтации – это вряд ли.

Что касается введенных сейчас ограничений на транзит некоторых категорий товаров то Россия, во-первых, в состоянии преодолеть их за счет расширения морских перевозок в российский эксклав, что, как известно, уже делается. И, во-вторых, у России существуют экономические рычаги, которые позволят ЕС понять, что так поступать не стоит. Например, известный российский политолог профессор Дмитрий Евстафьев предложил в случае согласия Европейского Союза на деблокаду транзита, но несогласие на это Литвы, уменьшить поставки в страны Евросоюза (прежде всего в Германию) энергоносителей и других необходимых там российских товаров ровно на сумму потерь, которые мы несем из-за блокады Калининграда. И пусть «старшие братья» по Евросоюзу серьезно поговорят с Литвой, которая уже тридцать лет живет за счет евросоюзовских подачек, что негоже «кусать руку дающую». Можно придумать и еще много интересного (не для противной стороны). В конечном итоге вопрос, конечно, будет решаться дипломатическим, а не военным путем. А танковые бои в «Сувалкском коридоре» оставим авторам футуристических технотриллеров.