31 октября – ИА SM.News. В Калининградской области все чаще раздается критика в адрес деятельности регионального Фонда капитального ремонта. По мнению многих жителей, данная структура, призванная модернизировать старые жилые дома и давать им вторую жизнь, занимается лишь внешней стороной дела – облагораживанием фасадов, тогда как внутренние коммуникации чаще всего остаются без ремонта.
Наглядные примеры такой деятельности ФКР – капремонт фасадов домов 50-х годов постройки в Калининграде на Ленинском проспекте и в поселке Железнодорожный. На Ленинском проспекте из старых «хрущевок» сделали дома в ганзейском стиле, что вызывает восторг туристов, считающих эти дома аутентичными, и недовольство жильцов, котором не поменяли трубы водоснабжения, газоснабжения и канализации. В поселке Железнодорожном, где сохранились дома немецкой постройки, решили воссоздать все в стиле, приближенном к оригинальному, потратив на эти цели порядка 300 млн рублей.
«Жильцам этих домов можно только посочувствовать. Им отремонтировали лишь фасады, а инженерные коммуникации теперь, вероятно, придется делать за свой счет. Жители других регионов России, когда узнают, что в Калининграде такая форма капремонта, не могут поверить. У них как раз фасаду уделяется меньше всего внимания, а главное – это обновление внутренних коммуникаций жилого дома, укрепление фундаментов, ремонт кровли. У нас же жильцы зачастую молятся, чтобы в ходе капремонта не трогали крышу, потому что строители разбирают кровлю и бросают на полдороги, и у людей заливает дождем квартиры. В высотных же многоэтажках при ремонте крыши часто нарушают гидроизоляцию, и людям затапливает стояки и лифты, как недавно случилось в доме 29 по ул. Октябрьская», — отметила эксперт по городской среде Татьяна Батыршина.
Данный дом начали ремонтировать недавно, хотя разговоры о том, что его нужно облагородить, ходили уже давно. Дело в том, что эта 14-этажка расположена напротив главного туристического места Калининграда – Рыбной деревни, и когда туристы фотографируют красивые новодельные здания в старом стиле, в объективы всегда попадает серая многоэтажка, построенная на исходе советской эпохи.
Однако ремонт с самого начала пошел криво. В ходе модернизации куда-то пропали ручки с окон в подъезде, хотя жильцы устанавливали их за свой счет, была сломана калитка на огороженную придомовую территорию, и теперь туда заходят все, кому не лень. На прилегающие к дому газоны рабочие сбросили строительный мусор, хотя он должен собираться в контейнеры. При установке фасадных конструкций на балконы образовалась щель, куда попадает мусор и вполне может попасть нога, что чревато травмами – на балконы теперь не выпустить детей или домашних животных.
В довершение ко всему в нарушение первоначально показанного жильцам паспорта фасада рабочие разворотили главное крыльцо и начали монтировать там пандус, хотя он должен был быть установлен с другой стороны, где более удобно. После того, как рабочие смонтировали конструкцию, оказалось, что пандус сантиметров на 50 выше уровня земли, и как туда должен был бы запрыгивать колясочник, непонятно. Фотографии работ, выложенные в городских пабликах, вызвали бурю эмоций и шквал обвинений в адрес Фонда капремонта в непрофессионализме.
В ответ на критику региональный Фонд капремонта заявил, что нужно дождаться результатов и тогда уже судить о проделанной работе: «Пандусы проектирует и изготавливает калининградская компания, руководит которой российский изобретатель, инвалид-колясочник. Со своими специалистами руководитель лично тестирует пандусы на объектах: такая совместная работа исключает монтаж конструкций, которые по факту плохо приспособлены для использования маломобильными группами. Вместе с тем, пандус начали монтировать не по проекту, поэтому, конечно, будет переделан подрядчиком».
«Я начала детально разбираться в ситуации по просьбе жильцов. Во-первых, было бы совсем нелепо смонтировать пандус на такой высоте. Во-вторых, непонятно, почему чиновники сначала показывали одно, а стали делать совершенно другое. Оказалось, рабочие подрядчика перепутали дома. К дому №29 примыкает другой — №27, и проект модернизации дома №27 начали выполнять на доме №29. Это и смешно, и грустно одновременно. Ведь если бы жильцы дома №29 не стали бы конфликтовать с сотрудниками ФКР, некоторые из которых, кстати, часто позволяли себе не контролировать свои эмоции, то им так и построили бы пандус, по которому невозможно передвигаться. Глава фонда Олег Туркин лично приезжал к жильцам на собрание отвечать на вопросы, и признал ошибки своих подчиненных, согласился с доводами жильцов и пообещал исправить все недочеты. Пока, правда, ничего из обещанного не сделано. Так что поживем-увидим. Но в данной ситуации как в капле воды отражается вся неразбериха и безалаберность действующей системы, когда никто ни за что не отвечает, когда всем на все наплевать, а когда жильцы, кровно заинтересованные в соблюдении всех норм и правил, начинают возмущаться, эти горе-профессионалы начинают затыкать им рты, утверждая, что раз они на должностях, значит, знают, как надо», — подчеркнула Татьяна Батыршина.
По ее мнению, чиновники забывают, что тратят на капремонт не собственные средства, а бюджетные, и поэтому легко относятся к тратам – десятки миллионов сюда – десятки миллионов туда. «Меня забавляют баннеры на лесах на месте работ, которые гласят, что ремонт ведется по решению губернатора и за счет средств областного бюджета. Можно подумать, чиновники в свободное от своей основной работы время разгружают вагоны, чтобы заработать на капремонт. И вообще давно пора разобраться, почему в регионе ремонтируются чаще всего только фасады? Это самая дорогостоящая часть капремонта, но, в большинстве случаев, не такая срочная, как, например, замена старых коммуникаций, доставляющих жильцам большие неудобства. Что толку от красивого фасада, если в подвале постоянно прорывает трубы и плавают фекалии, а старые, заржавевшие батареи не дают тепла? Ясно, что красивые фасады выглядят очень эффектно, но комфорта жильцам такой капремонт не прибавляет. Закон о капремонте гласит совсем о другом. Если областные власти хотят с помощью минеральной ваты делать из «хрущевок» ганзейские дома – флаг им в руки, но тогда нужно создать отдельный Фонд капитального ремонта фасадов, а средства, которые жильцы платят ежемесячно, должны расходоваться по назначению», — считает эксперт.
Депутат областного Законодательного собрания Юрий Шитиков уверен, что программа капремонта все больше напоминает финансовую пирамиду.
«Только несколько цифр: в 2020 году собрано в России с жильцов 11,8 миллиардов рублей, потратили на капремонт только 4,5 млрд. В 2021 году собрано 17,4 миллиардов рублей, а на капремонт израсходовано только 7,9 млрд. рублей. При этом во многих регионах, в том числе в Калининградской области, на капремонт выделяются дополнительные средства из бюджетов.
В Калининградской области в порядке эксперимента лучше возвратиться к полному бюджетному финансированию капитального ремонта, особенно с учетом большого количества в регионе домов довоенной постройки. Вместо несправедливых сборов с жителей области на капремонт можно направить в региональный бюджет часть федеральных налогов. Либо создать специальный фонд капремонта за счет целевых отчислений от продажи природных ресурсов, которые принадлежат народу. Ведь выведенные олигархами за границу деньги у них там теперь отнимут. Не лучше ли вместо сборов с калининградцев на капремонт, который неизвестно когда будет (если будет вообще), направить на эти цели налоговые платежи и природную ренту? Да и в бюджете средства на капитальный ремонт точно целее будут. И расходоваться гораздо эффективнее, чем специализированной некоммерческой организацией под названием «Фонд капремонта». Во всяком случае, жилых домов со снятой на долгие месяцы крышей станет на порядок меньше», — отметил депутат.