24 апреля - ИА SM.News. Кому выгодно распускать домыслы, что Международный Кантовский конгресс в Калининграде, оказался не столь масштабным, как планировалось.

Празднование 300-летнего юбилея всемирно известного философа Иммануила Канта, которое началось 22 апреля в Калининграде, вызвало немалую дискуссию международного масштаба. В самом западном регионе России на Международный Кантовский конгресс «Мировое понятие философии» собралось свыше 500 кантоведов из 23 стран мира, которые обсудили наследие знаменитого кенигсбержца. Свое приветствие участникам и гостям форума направил Президент России Владимир Путин, который отметил неугасающий интерес к личности немецкого философа и его трудам в России.

Желая умалить факт того, что в России, которую пресловутый западный мир пытается исключить из ряда цивилизованных государств, с таким масштабом и размахом празднуется знаменательная дата, касающаяся одного из основоположников современной западной идеологии, в информационное пространство попытались было вбросить тезис, что этот международный кантовский конгресс не настоящий. А истинные кантоведы, дескать, соберутся в начале сентября в бывшей столице ФРГ Бонне.

Канцлер Германии Олаф Штольц, выступая в Берлинско-Бранденбургской академии наук на церемонии, приуроченной к 300-летию Канта, вообще на голубом глазу заявил, что в России не должны присваивать труды философа и запретил Президенту России цитировать его.

Отвечая на эти претензии канцлера ФРГ, руководитель пресс-службы правительства Калининградской области Дмитрий Лысков подчеркнул, что в России с уважением относятся к научному наследию Канта.

«Никто больше нашей страны и нашего региона не сделал для увековечивания памяти великого философа и его учения. Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны», — отметил Дмитрий Лысков в комментарии РИА «Новости».

Калининградский губернатор Антон Алиханов, выступая на пленарной сессии Международного Кантовского конгресса, заявил, что наследие Канта является не догмой, а должно служить поводом для обсуждения.

«Мы находимся в той точке исторического развития, когда от России не ждут ни празднования юбилея Канта, ни вообще разговоров о Канте. Западная пресса и аналитика, если вообще поднимает этот вопрос, пишет о России как о чём-то, чуждом Канту. Мы считаем, что говорить о Канте можно и нужно. И на это есть две причины: одна общефилософского, культурного порядка, вторая касается российской истории. Общефилософская идея состоит в том, что ещё со времён Сократа лучшая форма уважения к философу - это диалог. Философ должен быть живым собеседником. Его идеи нужно обсуждать, пересматривать, спорить с ними, интерпретировать в духе времени. Именно такой диалог с философом и о философе рождает подлинное мышление, а значит - это и есть наивысшая форма уважения.

Напротив, если превратить философа в золотого идола, упасть перед его величием, отбивать этому идолу поклоны и произносить только правильные ритуальные слова - это будет высшей формой неуважения, настоящим убийством философа. Мы в России считаем, что Кант заслуживает нашего уважения. А значит - идейное наследие Канта заслужило дискуссий, а не ритуального восторга», - подчеркнул Антон Алиханов.

Глава самого западного региона России особо отметил важность переосмысления философии Канта в преломлении нынешнего времени.

«Вторая причина: Кант - это наш русский трофей, как и всё, что вы видите в Калининградской области. Рачительный хозяин должен разобраться, что же досталось ему по наследству. Русская мысль часто оппонировала Канту, спорила с ним. Стоит задаться вопросом: а почему Кант вызывал у нас такую реакцию? Стоит задаться и другим вопросом: если бы Семилетняя война закончилась иначе и Восточная Пруссия стала бы нашей уже тогда, мог бы состояться русский Кант? Мог ли состояться русский философ Иммануил Кантов? Как он повлиял бы на нашу мысль и культуру, а те - на него?

Также мы помним, что здесь и сейчас мы находимся в центре мощнейшей когнитивной войны, где, отчасти, противник пытается прикрыться и кантовским наследием. Противопоставить ему можно было бы нашу, русскую интерпретацию Канта. Именно поэтому нам нужна масштабная ревизия, перепросмотр кантовского наследия исходя из нынешних задач, стоящих перед русской историей и мышлением.

И, наконец, стоит помнить: зачастую философы хороши не столько своими ответами, сколько своими вопросами. 4 кантовских вопроса - что я могу знать, что я должен делать, на что я смею надеяться и что такое человек - вот вопросы, на которые нам нужно найти свои собственные ответы»? – отметил Антон Алиханов.

По мнению калининградского политолога Александра Носовича, апеллирование действующих европейских политиков к наследию Канта является передергиванием.

«Всё кантиантство в политике и публицистике сводится к маленькому трактату «К вечному миру», потому что из всего кантовского наследия эта малозначимая для самого Канта и его философии книжка - едва ли не единственное, что можно прочитать, не прилагая колоссальных интеллектуальных усилий, приложить на настоящий момент и использовать в пропагандистских задач.

Соответственно, считается, что чуть ли не весь коллективный Запад как система международных институтов построен на теории вечного мира. Во всяком случае, на нём построен Евросоюз – «цветущий сад в окружении диких джунглей», по выражению певца евробюрократии Жозепа Борреля, который покончил с войнами в Европе, потому что теперь внутри ЕС царит то, что предлагал для установления вечного мира Кант: единое право, наднациональные институты и общие ценности.

Внутри ЕС в самом деле войн больше нет, только объяснять это учением Канта - иезуитство. Потому что по всем окраинам ЕС царит не вечный мир, а вечная война. Северная Африка, Малая Азия, постсоветское пространство, Балканы - это всё территории замороженных, тлеющих или горячих конфликтов. И эти «джунгли» образовались не сами по себе, а при деятельной дурной энергии «цветущего сада». «Арабская весна», Майдан, война в Донбассе, войны на месте бывшей Югославии - это всё в том числе результаты Европейской политики соседства, которая десятилетия тушила пожары бензином. Не решила региональных проблем, а усугубляла их. Не лечила местные болячки, а расковыривала.

Зачем были нужны все эти деструктивная «мягкая сила», «смены режимов», «Средиземноморское партнёрство», «Восточное партнёрство» и прочее? Затем, что по стилю и содержанию это продолжение традиции Крестовых походов. Ресурсное освоение колонизируемых территорий под разговоры про Гроб Господень, спасение душ неверных или же про права человека, демократию и европейские ценности. Суть неизменна: чтобы была цветущая мирная Франция или Бельгия, это европейское ядро должно тянуть соки из деградирующей восточной и южной периферии», - подчеркнул Александр Носович.

Политолог считает, что нынешняя политика Евросоюза идет вразрез с ключевыми постулатами всемирно известного философа.

«Почему такая история «вечного мира» не про Канта? Потому что она противоречит действительно центральной части кантианства - этике Канта. Человек не может быть средством - только целью. Согласитесь, что это относится не только к странам, но и к людям, которые, как известно, состоят из людей (хоть на Западе и считают иначе, и Крым с Донбассом, например, для них - территории, судьбу которых надо лишать в соответствии с международным правом без учёта мнения живущих на них людей). Украина, Молдавия или Грузия никогда не были для ЕС важны и ценны сами по себе. Они были не целью, а средством. Пространство имперского расширения, инструмент давления на Россию, объект догматического приложения своих ценностей. Естественно при таком отношении эти страны всегда будут оставаться за пределами «вечного мира», - уверен Александр Носович.