КалининградВт, 16 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Чем больше аудитория театра, тем лучше

В ноябре 2022 года Калининградский областной драматический театр отметил свой 75-летний юбилей. О том, с какими переменами старейшее учреждение культуры самого западного региона России встречает круглую дату и какие планы на будущее, рассказал художественный руководитель театра Александр Федоренко.

#Интервью
Чем больше аудитория театра, тем лучше
#Интервью
В ноябре 2022 года Калининградский областной драматический театр отметил свой 75-летний юбилей. О том, с какими переменами старейшее учреждение культуры самого западного региона России встречает круглую дату и какие планы на будущее, рассказал художественный руководитель театра Александр Федоренко.

Александр Федоренко пришел в Калининградский областной драматический театр в 2007 году. Работал актером и монтировщиком. C 2014 года — заместитель художественного руководителя по художественно-постановочной части. С 2019 года – исполнительный директор. С 2020 года – и. о. художественного руководителя театра. С 2021 года – художественный руководитель Калининградского драматического театра.

— Александр Николаевич, 6 ноября 1947 года театр открыл свой первый сезон. Как все начиналось?

— Театр открылся спектаклем по пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города». После войны город был сильно разрушен, и первая труппа выступала в уцелевшем здании на Советском проспекте, где сейчас располагается радиопередающий центр. Затем театр на 10 лет переехал на улицу Бассейную. В народе живет легенда, что новое здание театра на проспекте Мира, в котором он работает до сих пор, появилось благодаря содействию любимца Сталина адмирала Арсения Головко, который в начале 50-х годов командовал Балтийским флотом. Его супруга из МХАТа, народная артистка СССР Кира Головко стала ведущей актрисой нашего театра. Якобы именно она убедила командующего, а тот – правительство страны, восстановить разрушенный кенигсбергский «Луизен-театр» в центре Калининграда. И его не просто восстановили, а придали новый облик – была выполнена пристройка портала с коринфскими колоннами. Баухаус сменили на сталинский ампир. Все работы велись строительным управлением Балтфлота. Но в 1960 году, когда здание было передано труппе, Кира Николаевна уже вернулась во МХАТ, так ни разу не выступив на новой сцене. У нас есть идея создания виртуального музея театра, в котором были бы представлены все его исторические вехи и все актеры, служившие с самого первого дня, чтобы там была самая полная информация о театре в режиме реального времени. Но грант на него мы в этом году мы не выиграли, ограничились выставкой в фойе.

— Что для вас 75-летие театра? Много это или мало?

— Я воспринимаю эту дату как маленькую песчинку в огромном пространстве. 75 лет для театра на самом деле– это такое взросление. Хотя я понимаю, сколько людей проработало за это время, сколько они вложили сил, чтобы он существовал, чтобы был популярным и был наполнен зрителями. Когда мы проводили юбилейные мероприятия, я говорил своей команде: мы должны работать так, чтобы, когда театру будет 150 лет, наш период обязательно вспомнили, как что-то хорошее.

— Театр – это не только актерская труппа, но и огромный коллектив. Сколько человек у вас сейчас работает?

— 140. Из них 48 – это труппа, а остальные, помимо администрации, технический персонал, это специалисты, которые изготавливают декорации, реквизит, костюмы, обслуживают спектакли и содержат все 5000 кв. метров здания. К сожалению, этих людей никто из зрителей не видит, но без них театр существовать вообще не может.

— Как за эти годы изменился театр?

— Театр меняется вместе с тем временем, в котором он действует. К юбилею мы подготовили фильм из архивных записей, который транслировался в фойе, о том, как трансформировался наш театр за три четверти века своей работы. Там видно, какие раньше были декорации и какая манера актерской игры. Да, время другое, оно стало быстрее. Сегодня на нашей сцене можно увидеть те же классические постановки, но сделанные в современном духе. А актерская профессия существует, я считаю, вне времени. Я восхищаюсь старшим поколением наших актеров, которые начинали давно-давно – они настоящие мастера. Они очень много работают и обладают огромным опытом и талантом, который проявляется на сцене.

— А зритель меняется вместе с театром?

— Конечно, меняется. Зритель очень сильно поменялся за последние несколько лет. Мы уже лет 10 проводим исследование своей аудитории. Раньше основная часть зрителей по возрасту была 45 плюс и две трети – женщины. На сегодняшний день ситуация кардинально поменялась. 65 процентов зрителей – в возрасте 25-35 лет. Сейчас чаще всего билеты покупают мужчины, но я думаю, что они делают это по просьбе своих вторых половинок. Зритель молодеет, зритель активно ходит в театр. Это очень радует.

— Вы потакаете их запросам?

— Я бы так не сказал. Если четыре года назад в нашем репертуаре превалировал легкий жанр, то сейчас нет, сейчас процентов 60 наших постановок – не комедии. Мы стараемся строить театр так, чтобы это был диалог со зрителем о каких-то важных вещах. Так диктует время. Разговариваем о разном и привлекаем разную публику. У нас есть отдельная программа для подростков, с которой мы работаем. Это трудная аудитория. Но театр тем и хорош, что позволяет взглянуть на себя со стороны. Дома не всегда можно что-то обсудить с ребенком, а театр позволяет донести до подростка какой-то важный месседж.

— Сейчас идет много споров, каким должен быть театр – оставаться классическим или больше экспериментировать, искать новую форму, новую подачу. Какова ваша точка зрения?

— Мне ближе позиция, что театр должен быть живым и разным. Чтобы зритель всегда испытывал сильные эмоции или выходил из театра, задумавшись. Останется театр академическим или нет, зависит не только от нас. На это влияет, скажем, то, что теперь появились новые технологии, мультижанровость, целевые проекты, что постановки идут на разных локациях: в здании театра – на двух сценах, в фойе, декорационном цехе – и за его стенами. По городу ездит наш театральный трамвай с аудиоспектаклем, который пользуется бешеной популярностью. Летом мы делаем постановки в исторических местах опен эйр.

Вокруг драмтеатра образовался клуб друзей – это постоянные зрители, которые следят за новыми проектами, спектаклями, еще за какими-то событиями и активно их обсуждают. От них мы получаем фидбэк.

Театр не может не меняться. Молодежи сегодня трудно воспринимать классический вариант пьесы, оговорюсь, что мнения по этому поводу могут быть разными, но в основе своей это так. А классические пьесы по-прежнему актуальны, какую бы ни возьми – скажем, «Ревизор», «Доходное место»… И поэтому режиссеры внешне интерпретируют их, чтобы показать: ничего не меняется. Вопрос только в том, как это сделано. И если сделано хорошо, то почему этого не может быть?

— Что вы подарили зрителям в юбилейный для театра год?

— Главную нашу работу театра – премьеры. В этом сезоне мы выпустили уже три – комедию А. Островского «Доходное место», спектакль по культовой книге Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и комедию Фредерика Строппеля «Из жизни ископаемых», где задействованы все наши мэтры. А к Новому году, конечно, у нас будет новая сказка для детей.

У нас есть мечта открыть фойе, чтобы оно было доступным для любого посетителя, который мог бы зайти в 10 часов утра, выпить кофе и, что называется, окунуться в жизнь театра, познакомиться с выставками. В этот момент в фойе была бы слышна репетиция, которая проходит на сцене. И посетитель ощущал бы себя в этом пространстве уютно и прекрасно. К юбилею наш учредитель – региональный минкульт посодействовал выделению средств на обновление интерьеров, и к счастью, несмотря на санкции, нам это удалось.

Наша задача — соблюдать баланс интересов, чтобы были и классические прочтения, и современные. То есть работаем для разной публики. Потому как, чем у нас больше аудитория, тем лучше. Тем театр будет более способен на разного рода эксперименты, а значит, дальнейшее развитие. Только в театре есть живая эмоция. Только там вы можете ее получить, больше нигде. Поэтому театр не умрет никогда, театр будет жить вечно.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.